Технология ремонта

Недвижимость во Франции

Детали многих узлов дизеля, электрических машин и другого оборудования тепловоза в процессе сборки подбирают по весу и размерам, отдельные из них совместно обрабатывают, а некоторые прирабатывают при стендовых испытаниях.

Поэтому, чтобы избежать неправильной сборки, а также быстро распознать места установки деталей, на парные комплектные детали наносят специальные клейма или метки. Места постановки клейм или меток указаны на чертеже детали или узла.

Учитывая это, слесарь, занятый ремонтом таких деталей или узлов, должен четко знать значение нанесенных на них клейм. Перед демонтажем с тепловоза или перед разборкой того или иного узла следует проверить положение клейм и меток, если их нет, нанести, а если они перепутаны, исправить или сделать об этом отметку на детали, хотя бы краской.

Начиная разборку узлов, следует помнить, что при эксплуатации тепловоза детали цилиндро-поршневой группы, прецезионных пар топливной аппаратуры, подшипниковых узлов, токосъемной аппаратуры электрических машин, зубчатых передач, буксовых, узлов тележки и ряда других не только изнашиваются, но и деформируются.

Определить состояние деталей таких узлов измерением отдельных частей иногда не удается и их дефекты обнаруживаются только при сборке узла, что приводит к увеличению продолжительности ремонта. В таких случаях величины зазоров и разбегов между деталями и искажение их формы правильнее определять в собранном узле, т. е. в том положении, в котором они закреплены и прирабатывались в процессе эксплуатации.
Например, зазор «на масло» в коренных подшипниках и осевой разбег коленчатого вала дизеля, радиальный зазор в якорных и моторно-осевых подшипниках тягового электродвигателя, боковой зазор между зубьями шестерен различных зубчатых передач наиболее точно можно определить лишь в собранном узле.

Овальность постелей моторно-осевых подшипников в остове электродвигателя значительно точнее можно измерить тогда, когда подшипниковые щиты и якорь еще не демонтировались, а болты крышки подшипников затянуты. То же самое относится и к измерению овальности гильз цилиндров, постелей коренных и шатунных подшипников дизеля. О посадке детали  и о возможных трещинах в некоторых случаях удается узнать до разборки или при разборке узла, когда его детали находятся в рабочем положении.

Читайте также  Карборундовые изделия

Например, о плотности посадки вкладышей подшипников коленчатого вала дизеля судят по совпадению плоскостей разъемов вкладышей и корпуса подшипника. Слабо укрепленную или плохо уплотненную катушку на сердечнике полюса электрической машины можно узнать по следам смещения — натертости или блеску, а также появлению ржавчины на пружинной рамке или поверхности самой катушки. Обугленная изоляция   указывает   на    ослабшее  контактное  соединение.
Об ослаблении центра на оси колесной пары можно узнать по скоплению пыли и грязи в виде небольшого валика, сгустков смазки, смешанной с пылью, около обильно смазываемых мест, а по оседанию инея в зимнее время на оси — о трещине и т. д.

Большинство узлов и агрегатов при монтаже на дизеле или тепловозе центрируется, т. е. устанавливается так, чтобы геометрические оси двух валов совпадали.

Например, компрессор, редуктор вентилятора холодильника и вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей монтируют на тепловозе ТЭЗ так, чтобы геометрические оси их валов совпадали с осями соответствующих валов гидромеханического редуктора. В свою очередь первичный  вал гидромеханического редуктора перед этим центрируют с коленчатым валом дизеля. Сцентрированные узлы или агрегаты фиксируют обычно постановкой конусных штифтов.

Положение щеткодержателей электрической машины относительно коллектора якоря и остова фиксируют штифтами или отмечают краской. Это делается при испытании машины на заводе для обеспечения ее безыскровой работы.

Поэтому при демонтаже узлов и агрегатов, имеющих штифты и регулировочные прокладки, последние следует сохранять, чтобы при последующем монтаже не производить лишних, иногда очень трудоемких работ по регулировке и центровке.

 

Особая осторожность должна быть проявлена при разборке электрических машин. Небрежное обращение с якорем или катушками, как правило, ведет к повреждению изоляции.

Очень часто причиной пробоя изоляции катушек или якоря на корпус является стальная стружка, вдавившаяся в изоляцию.

Читайте также  Высокоглиноземистые изделия

Нельзя якорь или катушку перетаскивать волоком и перекатывать. Для этой цели существуют специальные чал очные приспособления и подставки.